Шахтное строительство












Формы поперечных сечений безнапорного тоннеля

При конструировании гидротехнических тоннелей нужно стремиться к прямолинейной трассе. В согласовании с указаниями СНиП 2.06.09—84 криволинейную трассу позволительно принимать в тех ситуациях, когда это вызвано требованиями сборки гидроузла, нуждой открытия запасных забоев при строительстве комплекса либо обеспечения удовлетворительной глубины заложения тоннеля, также когда нужно избежать размещения тоннеля в зонах с неблагоприятными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями (значимые тектонические нарушения, большой приток подземных вод, оползни, карсты и т.д.). Для криволинейных участков углы поворота трассы в плане принимают менее 60°, а радиусы закруглений — более суммарной ширины 5 пролетов (поперечников) тоннеля в свету. Исходный и концевой участки криволинейной трассы длиной более 6 м и более просвета тоннеля должны быть прямолинейными.

Формы перпендикулярных сечений безнапорного тоннеля ( 1.5) зависят от коэффициента крепости вмещающих пород / по шкале проф. М.М. Протодьяконова.

Если безнапорный гидротехнический тоннель закладывают в набухающих грунтах либо в породах с высочайшим напором подземных вод, то более уместны радиальные очертания перпендикулярного сечения. Подобная форма обеспечивает более целесообразное внедрение материала обделки в условиях гидростатического давления, сводя к нулю изгибающие моменты в сечениях конструкции. Идентичное перпендикулярное сечение в свету принимают для напорных тоннелей, также при их щитовой проходке.

Размеры перпендикулярного сечения гидротехнических тоннелей в каждом определенном случае определяются на основании гидравлических и технико-экономических расчетов. При всем этом на исходных этап конструирования просвет (поперечник) тоннеля в интервале 2—6 м позволительно принимать с шагом 0,5 м, а выше 6 м — с шагом 1 м. Не считая того, малые размеры сечения гидротехнических тоннелей в свету нужно принимать с учетом способности расположения оборудования, коммуникаций и строительных устройств с соблюдением Норм безопасности при строительстве подземных гидротехнических конструкций.

Обделка безнапорных гидротехнических тоннелей бывает цементной, железобетонной, а напорных — мультислойной композитной. Класс цемента назначают не меньше В15 для цельных сооружений, ВЗО для сборных сооружений и В25 для набрызгбетонных. В качестве рабочей арматуры в железобетонных конструкциях следует принять арматурную сталь повторяющегося профиля классов АН и АШ. В конструктивном отношении обделки безнапорных гидротехнических и транспортных тоннелей, исследованных ниже, подобны.