Шахтное строительство












Габарит приближения строений станций метрополитенов

Габарит приближения строений станций метрополитенов, приведенный на  1.8, определяют в согласовании с указаниями СНиП Н-40—80 «Метрополитены».

Форму перпендикулярного сечения транспортных тоннелей принимают зависимо от горно-геологических критериев их заложения по ассоциации с гидротехническими тоннелями (см.  1.5 и табл. 1.5). В в отношении устойчивых породах при доминировании вертикальных нагрузок более целесообразной является подъемистая подковообразная форма. В слабеньких неуравновешенных водоносных породах, оказывающих существенное всестороннее давление, и при большенном гидростатическом давлении более экономной считают радиальную форму обделки. Значительное воздействие на выбор формы обделки оказывает разработка строительства. Так, к примеру, даже при в отношении подходящих инженерно-геологических условиях, если предвидено использование проходческих щитов, принимают радиальную форму обделки.

При отсутствии радиального горного давления либо при малозначительной его величине стенки подковообразной обделки могут проектировать, а свод очерчивать по радиальный (однопутные жд тоннели) либо трехцентровой коробовой кривой (двухпутные железно- и автодорожные тоннели). Достоинства прямых вертикальных стенок исходя из убеждений изготовления работ довольно явны. Совместно с тем их очень нередко подменяют криволинейным внутренним очертанием в связи с образованием в почти всех ситуациях параллельных трещинок в местах соприкасания свода с прямыми стенками.

В породах, оказывающих на обделку существенное боковое давление, также склонных к пучению, нужен изолированный контур обделки с оборотным сводом либо упрочненной плоской лотковой плитой.

При выборе материала для обделки нужно исходить из наличия территориальных стройматериалов с учетом наибольшей автоматизации процессов ее сооружения. Более популярными материалами для обделки представляют собой цемент, железобетон и чугун. Цельный цемент следует использовать в недоступных округах, когда создание временной базы для производства компонентов сборных сооружений экономически бессмысленно, также при сооружении тоннелей в скальных трещиноватых породах, находящихся в разработке взрывным методом, при строительстве обделки по частям, при щитовой проходке с сжатием цемента и в местах непростых примыканий. Внедрение цельного цемента для обделки также позволительно в округах с сейсмичностью 7-9 баллов по шкале Рихтера.